Старая статья. "И не рисуй на глобусе новых недоразвитых стран..."
Вознесенский.
ФАНТАЗИЯ ФЭНТЕЗИ
"Третья луна Алраима, Наам, уступила небесное место одному из двух солнц Нак Рагула и белое молоко утреннего тумана, разрываясь в клочья открыло взору небольшую лесную поляну, на которой устроились на ночлег эльфийский маг Анекадиэль и его новая спутница воровка Вунфе, чума трёх королевств. Они проснулись одновременно, переглянулись, молча желая друг другу доброго утра и принялись каждый за свои дела. Вунфе собрала в хвост непокорные рыжие кудри, перетянула их кожаным ремешком, и укрепив за спиной, до этого спавший с ней рядом меч гномьей работы, стала кормить хворостом угли затухающего костра. Анекадиэль первым делом проверил содержимое кожаного мешочка, что висел у него на поясе: слава богам и Праведнику кристаллы власти были на месте. Эльф убрал артефакты, пригладил за свои острые уши белоснежную гриву волос и попытался в точности вспомнить, что ему снилось кроме зомби, скелетов, личей и прочей мерзости и как это сопрягается с пророчеством Ваулуса."
Прошу прощения за примитив. Он нужен лишь как пример классического вступления в фэнтези-роман. Книжные магазины современности изобилуют этим чтивом наравне с детективами, женскими любовными романами и научной фантастикой. Значит ли это что жанр фэнтези не заслуживает к себе должного уважения и является литературой тупо развлекательной и не оставляющей после прочтения о себе память. Эдакий литературный хот-дог, проглочен не чтобы вкусно поесть, а чтобы на время заморить червячка. И да и нет. Цель хорошего детектива - поставить читателя на место сыщика и заставив его логически мыслив раскрыть преступление, цель любовного романа - восполнить недостаток читателя в любви и сексе, отожествляя с героиней или героем, цель научной фантастики - теории о будущем, читательская машина времени. В чём же цель фэнтези? Гномы, эльфы, тролли и драконы скандинавской мифологии здесь уживаются с орками, гоблинами и дварфами, плодами литературного вымысла. Любой маг вытворяет своими заклинаниями то, что для нас прерогатива богов и всё это замешено на средневековой культуре до порохового периода. Вообщем безумный сон учёного медиевиста. Что же, читатель, облачайся в сверкающие доспехи, бери волшебный меч и... Нет, мой друг, не в бой, а сиди и слушай. Итак, о законах фэнтези.
Мир.
Чаще всего это непонятно где, в тридесятой галактике. Так легче писателю, потому что на вопль "так не бывает!" он резонно может ответить: "А у них бывает."
Пророчество.
Старая пыльная книга где-нибудь, у кого-нибудь, что-нибудь да говорит о том, что некто должен где-то появится и кого-то от чего-то спасти.
Герои повествования.
Главным героем в фэнтези является группа приключенцев, противостоящих Злу. В этой группе существует герой, связанный с Пророчеством, с которого и начинается повествование, и его друзья по извилистой дороге романа к нему примыкающие. Они суются куда надо и не надо, их ранят, но не смертельно и в итоге герою приходится болтаться по всему миру настолько долго, что Зло за это время становится почти непобедимо.
Магия.
Без магии фэнтези не фэнтези. Эта "творческая интеллигенция" предпочитает не размахивать саблей, а метать огненные шары и молнии, прятаться в невидимость и смываться через порталы. Также магией наделена большая часть существ фэнтезийного мира, поэтому маги просто необходимы.
Артефакты.
Волшебные кольца или кристаллы, меч, который рубит камни, стрела, которая прошибает бетонные стены, доспехи которые не ржавеют - это артефакты выкованные древними в незапамятные времена. Герой и приключенцы шатаясь по горам и лесам всё это добывают для последней и решающей битвы со Злом.
Расы.
Эльфы - высокие, худые, тонкокостные, с острыми ушами и живущие по триста лет в лесах, могут из лука попасть в глаз комару. Гномы - маленькие, бородатые, куют волшебное оружие, живут неизвестно сколько, но в горах. Дварфы - очень бородатые, пузатые, кряжистые и воинственные, грубо, но смешно острят. Люди они и в фэнтези люди.
Монстры.
Орки - клыкастые качки с зелёной кожей, агрессивны и слабо цивилизованны. Гоблины - тоже зелёные, но мелкие и мерзкие. Тролли - огромные и кровожадные, но если их побить и ткнуть в них зажжённой спичкой - окачуриваются. А так же КОГОТОЛЬКОПИСАТЕЛЬНЕВЫДУМАЕТ. Самый страшный монстр.
Зло.
Строит козни приключенцам и жутко хохочет по ночам.
Это самые распространённые законы жанра. Вариаций не сосчитать, ведь каждый писатель с ума сходит по особенному. Так в чём же секрет такой популярности фэнтези? Бегство? Эмиграция в воображаемый мир где зло всегда зримо, где с помощью доброго сердца и друзей Злу можно снести башку, где женщина прекрасна, мужчина - воин, где живые кони и почтовые голуби и свеже сваренный эль и воздух чистый и свежий? Нет, фигушки, всё сложнее. Сказки о героях и монстрах заложены в нашу генетическую память крепко накрепко. Тысячелетиями они скрашивали осенние вечера у уютно потрескивающих очагов. Язычество живёт в нас и объясняет всё творящееся вокруг. И как чудесно и волшебно объясняет! А потом что для нас наше средневековье. Рыцари, дамы, инквизиция, ведьмы, костры, чума, грязь и вонь. Чего стоит только то, что один китаец изобретая эликсир от бессмертия случайно изобрёл порох. Это исторический факт. Может поэтому и современный мир не всем нравится. Всё у человечества так, вот и ищем внеземной разум в надежде, что он окажется умнее нас. Или попадая в выдуманное фэнтезийное средневековье радуемся тому, как там мило и хорошо. Но знаете, что самое главное и поразительное? Через несколько глав мы начинаем верить в существование этого фэнтези мира.
И вот что ещё мне кажется: скоро фэнтези останется единственным востребованным литературным жанром. Судите сами, писатели фантасты уже не успевают выдумывать чудо технологии и супероружие - инженеры их стремительно опережают. Уже фантасты плетутся за изобретателями, а не наоборот, как это было года в шестидесятые, скажем. Детективы, герой которых должен был обладать аналитическим умом и воображением, тоже видоизменились из-за технологий. Теперь достаточно найти волос или каплю крови убийцы или вора, и, узнав ДНК определить по базе данных кто это. Преступник схвачен. Слабо интересно для читателя. Любовные романы заменят компьютерные программы с виртуальными партнёрами. Останется только приключение и притом приключение в "Где-то Там". Озверевший от цифровых технологий человек, уставший доказывать своему холодильнику что не надо самостоятельно по интернету заказывать чёрную икру килограммами, потянется в благородное и не тёмное, родное средневековье, а в мир "Подземельев и Драконов". Расцвет ролевых компьютерных игр жанра фэнтези тому пример. А ещё начинающийся бум на эти сказки среди киношников. Ведь придумать плацдарм для спецэффектов лучше сказки невозможно. А космос, ну что, космос, мы его видели уже и так и сяк.
Я прекрасно понимаю сеньора Кихано, Дон Кихота Ламанческого, самого известного в мире фаната фэнтези. Хочется поверить, а поверив увидеть воочию тот мир, о котором читал. Так что собирающиеся в лесах люди, вооружённые деревянными мечами и изображающие из себя героев книг Толкиена или Сапковского или Сальваторе только отчасти ненормальные. И какая забавная штука: герои повествования начинают зависеть от читателя - ведь если бросишь книгу они не совершат своих подвигов и добро не победит.